СМИ О НАС
ОСОБЕННЫЕ КЛАССЫ: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ
Алёна Двинина, «Карелия», 27.01.2005 г.В последние годы в общеобразовательных школах стали появляться коррекционные классы для детей с особыми нуждами в обучении. Если раньше ребята с нарушениями речи или замедленным психическим развитием учились в специальных интернатах, то сегодня многие школы пошли на своеобразные эксперименты и стали открывать на базе своей школы классы выравнивания. Такую модель частичного интегрированного обучения уже восемь лет используют в 46 школе Петрозаводска, где работают шесть коррекционных классов для детей с тяжелыми нарушениями речи и три класса для детей с задержкой психического развития.
Об опыте работы интегрированного обучения, о его плюсах и минусах рассказывает Ирина Александровна Лебедева, завуч по коррекционной работе школы № 46.
– Ирина Александровна, почему восемь лет назад возникло решение открыть в общеобразовательной школе коррекционное классы?
Причин много. Требование времени — создание в школе условий, при которых сами родители могли бы выбирать формы и содержание образования в зависимости от возможностей ребенка. Увеличение количества детей, нуждающихся в особых условиях обучения с одной стороны и нежелание родителей обучать детей в интернате — с другой. Я отработала в интернате № 22 для детей с тяжелыми нарушениями речи двадцать пять лет и знаю, как тяжело, со слезами дети покидают родителей, а мамы не могут отпустить от себя своих чад. Интернатная система очень строгая. Даже городские дети у нас жили всю неделю и только на выходные уходили домой. Обучаясь по месту жительства, ребенок не теряет контакта со своими товарищами, и общение со здоровыми сверстниками стимулирует их лучше работать.
Кроме этого, один интернат не мог обеспечить нужды всей Карелии. А ведь мы принимали детей даже из республики Коми! С таким наплывом было просто не справиться. Все это вместе и стало причиной, по которой мы решили открыть такие классы в 46-й школе. Здесь я уже работаю десять лет. Конечно, открывать такие классы, безусловно, надо, но это не так легко оказалось на практике. Решились только потому, что у нас был большой опыт работы с такими детьми. Их проблемы мы понимаем изнутри, прекрасно знаем, как и чему можно их научить. Коррекционные классы — постоянная забота и боль директора школы Елены Ивановны Кожевниковой, более пятнадцати лет отработавшей с детьми с нарушением речи. Именно она становится инициатором многих наших начинаний, заставляет с современных позиций смотреть на возникающие проблемы.
– Несмотря на то, что за дело взялись профессионалы, с какими сложностями вы столкнулись в самом начале работы?
Проблемы все остались прежними. Это отсутствие новых типовых программ для школ пятого вида, учебников, учебных пособий. Если для работы в начальных классах мы пользуемся программами С.Г. Шевченко и Г.В. Чиркиной, то на второй степени обучения приходится адаптировать программу массовой школы под возможности детей. В начальных классах частично используем учебники русского языка для школ 5-го вида, но их недостаточно. У нас есть оригинальный букварь для первого класса Л.Н. Крыловой. Немногие школы занимаются по этому учебнику. Эти буквари очень дорогие, издаются малыми тиражами, и школы не могут позволить себе их приобрести. А обучать грамоте ребенка с нарушениями речи по общеобразовательному букварю нельзя. Несовпадение индивидуального стиля познавательной деятельности ребенка и предлагаемого ему метода обучения является причиной дальнейшей неуспеваемости. Поэтому нам во многом пришлось самим формировать методические пакеты, индивидуальные модели обучения ребят. Не так давно появился учебник для детей с тяжелыми нарушениями речи, который педагоги ждали 35 лет «Мир звуков. Развитие произношения». Великолепное, красочное пособие для первого и второго класса под редакцией Г.В. Чиркиной. Стоит оно около 500 рублей. Я уже видела этот учебник в Институте повышения квалификации работников образования РК, но заказать его для наших ребят не представляется возможным, так как это очень дорого.
— Как же вы обходитесь без методической литературы?
Сейчас в продаже большое количество методичек, посвященных вопросам дошкольной логопедии. Вопросу же школьной логопедии столько внимания пока не уделяется, а учебно-наглядные пособия практически отсутствуют. Наши учителя — настоящие изобретатели. Они придумывают такие пособия, что многие из них можно смело назвать авторскими. Это своеобразные ноу-хау. Для наших детей очень важно показать все наглядно, поскольку зрительная память у них самая продуктивная. Например, при объяснении темы «Разделительный мягкий знак», Екатерина Фомина использует придуманный ею трансформер для слогов и слов. Наталья Кожевникова — морфологическую линейку. Конечно, пытаемся создавать компьютерные программы, используем элементы компьютерных тренажёров. Но опять же посадить всех детей за компьютер не можем — он у нас один на всех. Мечтаем использовать в работе небольшие диктофоны. Они очень облегчили бы обучение ребят.
— Ирина Александровна, учителя, работающие в коррекционных классах, должны иметь специальное образование. Как вы решили эту задачу?
Кроме своего основного базового образования учитель должен пройти переподготовку, знать не только методику обучения, но и основы дефектологии. Раньше такие курсы проводили только в Санкт-Петербурге или Москве. Сейчас этим занимается также наш Институт повышения квалификации работников образования, кабинет коррекционной педагогики. Мы решили создать творческую лабораторию педагогической поддержки у себя в школе. Лаборатория занимается поиском современных форм, методов обучения, адекватных особенностей психо-физического развития детей с особыми нуждами в обучении. С ребятами в коррекционных классах у нас работают профессиональные педагоги, которые проводят интереснейшие уроки, постоянно ищут новую форму подачи материала. Екатерина Григорьевна Фомина любой урок развития произношения может провести в поэтической форме. Капитолина Викторовна Дорохова мастерски владеет методами театральной педагогики, это позволяет ей проводить труднейшие для детей уроки развития речи, как говорится на одном дыхании.
Лидия Викторовна Щербакова — воспитатель с большим стажем. Систематически проводит для ребят речевые игры на актуальные темы. Все, что происходит в стране, сразу же становится темой ее нового занятия. Настоящей находкой для работы учителя музыки Светланы Тимофеевой оказалась система работы по методике Емельяновой, неотъемлемым элементом которой является развитие артикуляционных движений.
– Коррекционные классы работают в школе уже восемь лет. Как складываются отношения ребят общеобразовательной школы и учеников коррекционных классов?
По-разному. Дети есть дети. Но поскольку школа является институтом специализации детей, именно она и должна помочь понять ребенку, что на существование в мире имеют все люди, какими бы разными они не были. Во второй половине дня, во время работы продленных групп возникают более полные связи между детьми разных классов. Все праздники, конкурсы, викторины мы стараемся проводить совместно. Бывает, что наши воспитанники оказываются впереди специализированных английских классов. Часть учащихся, компенсировав определенные пробелы, переходят в массовые классы и успешно вливаются в новый коллектив, заранее зная своих будущих одноклассников, что облегчает им процесс адаптации. Сейчас многие родители ратуют за то, чтобы их дети с нарушениями речи учились в общих классах. Возможно, вскоре интегрированное обучение станет массовым.
— Но ведь это сильно затрудняет процесс обучения. Насколько я понимаю, перед ребенком с нарушением речи и здоровым ребенком учитель ставит разные задачи?
Здесь проблем очень много. Выполнение заведомо трудных для ребенка заданий не стимулирует его к дальнейшей работе. В условиях массового класса трудно создать щадящие условия обучения для одного-двух человек. Учитель-предметник не может объяснять один и тот же материал одинаково для здорового ребенка и для ребенка с нарушениями речи. Значит, нужна массовая переподготовка учителей, а таких возможностей нет. К тому же, объясняя что-то индивидуально и не по одному разу ребенку, учитель волей-неволей заостряет на нём негативное внимание со стороны остальных детей. Все это достаточно сложно, но родители настаивают на таком обучении. Поэтому и возникают конфликты между учителями и родителями.
— А вы как-то объясняете родителям, что их амбиции могут навредить ребенку, которому будет чрезвычайно сложно учиться в общих классах?
Понимая, что ранняя диагностика и своевременное оказание помощи значительно повышают шансы на успех, мы проводим индивидуальные беседы с родителями, объясняем, рекомендуем обратиться в психолого-медико-педагогическую комиссию для того, чтобы ребенка перевели в коррекционный класс, но не все родители понимают, что это специфические, а не временные трудности, не все соглашаются, а время уходит безвозвратно.
— Если к вам подключаются медики, возможно, аргументы педагогов покажутся родителям более убедительными? Есть в школе врачи, которые вам помогают?
Это ещё одна проблема, которую мы пока не можем решить. Трудности в обучении детей данной категории возникают в результате сложного переплетения причин, условий и предпосылок, и только педагогический подход не решит возникшей проблемы. Необходим тесный контакт в работе с невропатологом, массажистом, которых нет в штатном расписании школы, как, впрочем, почему-то нет учителя-дефектолога и психолога-корректора. К сожалению, по финансовым причинам мы пока не можем обеспечить в школе медицинское сопровождение наших учеников.
Вернуться в раздел «СМИ» >>>